Корпоративные подарки как явление возникли вместе с появлением
собственно рабочих коллективов. Правда, тогда для них еще не существовало
отдельного определения. Эта традиция не обошла и нашу страну, еще в советские
времена было принято «скидываться» на подарок сотруднику или шефу по поводу дня
рождения, свадьбы, рождения ребенка или профессионального праздника. Однако, корпоративными подарками в полном смысле этого слова такие
презенты назвать нельзя. С приходом в нашу страну западных стандартов делового
общения, оформились и чёткие правила выбора корпоративных, то есть деловых
подарков.
Корпоративные подарки стали неотъемлемой частью бизнес-культуры. Это прекрасное
средство для того, чтобы выразить уважение руководителю, деловому партнёру,
снискать расположение сотрудников, поднять статус компании в глазах клиентов.
Причём, для каждого из этих случаев существуют свои правила и тонкости выбора
подарков. Рассмотрим их.
Постоянные бизнес-партнёры
обычно обмениваются подарками во время заключения важных соглашений, во время
презентаций, в честь государственных и профессиональных праздников. И, конечно,
личные праздники и юбилеи тоже являются хорошим
поводом для вручения презента. Существует огромный выбор бизнес-подарков – от символических (ручки, ежедневники, визитницы) до эксклюзивных произведений искусства, которые
часто изготавливаются на заказ. Хорошо, если подарок деловому партнёру
отражает направление его вида деятельности.
Выбирая подарок для партнёра, помните, что ценность сувенира
должна зависеть от вклада партнёра в деятельность вашей фирмы.
Выбирая подарок шефу, помните, что он
прежде всего человек со своими вкусами и пристрастиями. Дежурные письменные
приборы и ежедневники, если они высокого качества, тоже, конечно, подойдут. Но
лучше всё-таки выбрать то, что доставит настоящую радость. Например, если ваш
шеф – ценитель элитных спиртных напитков, можно подарить ему эксклюзивный
винный набор. Или, если начальник курит, то ему можно преподнести в подарок
элитную зажигалку.
В любом случае, надо помнить об увлечениях вышестоящего
руководства, но и не забывать о том, что солидному человеку нужно дарить
солидные подарки, вопрос цены здесь не уместен. Если начальник – женщина, то
лучше предоставить выбор подарка прекрасной половине коллектива.
Подарок сотруднику – это способ показать ему, насколько он ценен
для фирмы, и поблагодарить его за вклад в общее дело. Современные стандарты
корпоративной культуры предполагают, что стоимость такого презента должна
составлять примерно 5% от заработной платы сотрудника. Поэтому не стоит
скупиться на качественный подарок. Можно делать презенты, связанные напрямую с
родом деятельности, то есть, если это офисный работник, то ему вполне может
подойти оригинальный органайзер. Можно вспомнить об увлечении сотрудника,
преподнести сувенир, который будет полезен ему в повседневной жизни. Главное,
чтобы подарки для сотрудников были регулярными. Поводов для этого очень много, не
считая традиционных 8 Марта, Нового года и дней рождения. Это может быть день
основания фирмы, например. Подарки – прекрасный способ поощрения сотрудников.
Промо-сувениры дарят во время рекламных акций среди потенциальных партнёров и
клиентов для того, чтобы сообщить о своей фирме и её роде деятельности,
зарекомендовать себя на рынке. Кроме того, они могут служить хорошим
дополнением к деловому подарку. Конечно, такие сувениры должны обладать высоким
качеством и быть функциональными. Например, в качестве промо-сувенира
можно преподнести настенные или настольные часы с логотипом вашей фирмы. Важен
творческий подход к выбору сувениров такого рода, потому что самым
запоминающимся для клиента или партнёра станет именно необычный подарок.
Существует и еще одна категория подарков – эксклюзивные
VIP-подарки. Это всегда дорогие вещи, которые дарят по самым важным поводам.
Ассортимент таких подарков очень широк. Это и различные деловые аксессуары и памятные сувениры, стоимость которых колеблется
от нескольких сотен, до нескольких тысяч долларов. Бизнес-наборы, офисные мини-бары, дорогие ручки
известных брендов и многое другое. Такие подарки не забываются, тем более что
вручают их обычно в торжественной обстановке.
Глобализация экономики и постоянное расширение международных
деловых связей ставят бизнесменов перед необходимостью учитывать не только
корпоративный этикет своей страны, но и стран-партнеров.
Прежде всего, следует помнить, что многие фирмы,
придерживающиеся западных стандартов, ограничивают стоимость подарков,
принимаемых их сотрудниками от партнеров. Как правило, этот лимит равен 30–50
долларам. Если подарок дороже, компания может даже его возвратить. В иных
случаях подарок будет использоваться только в офисе.
Помните, что если вы наносите на подарок логотип своей компании,
то он не должен занимать слишком большую площадь, бросаться в глаза. Иначе это
будет смотреться, как попытка саморекламы.
Необходимо учитывать также национальные традиции и обычаи ваших
партнеров и клиентов. Например, китайцы считают, что красный цвет приносит
удачу, а вот белый, черный и синий цвета ассоциируются у них со смертью.
Соответственно, даже выбор цвета упаковки – очень деликатное дело. В Голландии
преподнесенное в подарок вино может обидеть адресата, а норвежец, напротив,
обрадуется такому подарку. Религиозные
воззрения не менее важны в вопросе выбора сувенира. Преподнести мусульманину или
иудею изделие из свиной кожи – явно неудачная идея, так как в этих религиях
свинья считается «грязным» животным. Индийский партнёр вряд ли обрадуется,
скажем, ежедневнику в обложке из телячьей кожи. Ведь в Индии корова – священное
животное.
В заключение хочется добавить: не забывайте, что любой подарок,
будь то деловой сувенир или личный презент, должен нести в себе теплоту и
наилучшие пожелания адресату. Подарки помогают не только сделать бизнес более
успешным, но и просто украсить жизнь.